Жидкий термос с орбиты.
Жидкий термос с орбиты.
Автор: Ведущий специалист Вознесенский А.В.
Источник:
ООО "ДМК"
11 февраля 2007 года
Понятие "энергетический голод" встало на повестку дня цивилизации в начале 70-х гг. прошлого века. Эту повестку озвучили в "Римском клубе" - международной неправительственной организации ученых и общественных деятелей, прогнозирующей глобальные угрозы будущего.
Это был сенсационный доклад-"предупреждение" Денниса Медоуза "Пределы роста", в котором исчерпание невозобновляемых энергоресурсов предсказывалось в конце ХХ, начале ХХI столетия. Затем в 1997 году увидел свет доклад "Фактор четыре" (Э.Вайцзеккер Э.Ловинс, Л.Ловинс), внесший некоторые оптимистические поправки к мрачным прогнозам Медоуза. Четвертым фактором, дающим отсрочку к энергетическому кризису, оказался продуманный комплекс технологий энергосбережения. Здесь оказался скрыт целый клад, позволивший многим развитым странам в условиях перманентного промышленного роста последних 30 лет в разы снизить энергоемкость производственных процессов и жилищно-коммунальной сферы. В основном - за счет пресечения непродуктивных потерь энергии.
Все это преамбула к маленькой научно-технологической революции в энергосбережении, пришедшей к нам из-за океана. Маленькой, да удаленькой - способной сберечь в масштабах всей России миллиарды энергорублей.
Речь идет о жидкой "шубе", заимствованной у космических аппаратов, в полмиллиметра толщиной, но теплее меха и пуха!
Еще с конца 80-х в США и в СССР похожие материалы производились единичными партиями для термозащитного покрытия орбитальных космических аппаратов. Только представьте себе, на каждом витке металлические бока спутника оказываются под прямыми солнечными лучами с температурой в + 200°С, то в космическом "морозе" с температурой минус 90°С, и так много тысяч раз. Да еще мелкие космические камушки то и дело по обшивке стучат. Значит, требуется защитное покрытие, максимально изолирующее дорогую начинку аппарата от температурных "качелей", стойкое к механическому воздействию, жесткому ультрафиолету, и при этом минимальное по объему и весу (ведь в космосе каждый миллиграмм на счету). И такой материал был создан!
Но ведь эти же качества ценятся и на земле. И неудивительно, что когда НАСА рассекретило это уникальное покрытие, тут же предприимчивые янки принялись за коммерциализацию "космической краски" и поставили ее производство на поток, представив миру материал TC Ceramic!
Итак, как же устроен материал? Лучшая из известных нам теплоизоляций - это термос: стекло, покрытое амальгамой, отражающее инфракрасный спектр, плюс вакуум внутри. По такому же пути пошли и создатели "космической краски". Она представляет собой текучую композицию из синтетического каучука, акриловых полимеров, оксидов металлов и неорганических пигментов, внутри которой в определенном взаимопорядке "плавают" пустотелые керамические и силиконовые шарики микронного размера. Геометрия шариковой "решетки" (ноу-хау!), использующая взаимодействие между химическими агентами в материале на молекулярном уровне, создает своеобразный лабиринт тепловых барьеров, пробраться через которые теплу изнутри или наружу крайне затруднительно.
СУПЕРКРАСКА! (покрытие TC Ceramic; другое название Thermal-Coat)
Энергосберегающее покрытие TC Ceramic (другое название Thermal-Coat) обладает почти фантастическим сочетанием свойств: легкость при суперпрочности, отличная адгезия к металлу, бетону, кирпичу, дереву, пластику, резине:Плюс долговечность и экологическая чистота (нагретое покрытие не выделяет в атмосферу помещения вредных для человека соединений). А еще TC Ceramic задерживает значительную часть УФ-излучения, не поддерживает горение, является качественным диэлектриком.
Наносить покрытие так же просто, как красить обычной краской - с помощью безвоздушного распылителя, кисти или валика. Технологический слой наносимого покрытия не разрывается в местах разветвления, сложных сопряжений защищаемых конструкций. "Краска" умет заполнять мельчайшие рельефы поверхности, работая на каждом миллиметре.
Если даже произошло механическое повреждение покрытия TC Ceramic, то оно теряет работоспособность только в том месте, где это случилось: ничего подобного трещинам, идущим от удара по обычному красочному покрытию здесь не может быть.
Гарантия работоспособности покрытия от производителя - 10 лет снаружи помещения и четверть века - внутри. Столько не работает ни одна краска в мире!
Но самое удивительное свойство TC Ceramic, это все же ее "термощит". Для России этот материал - поистине находка. Сколько топлива, а главное здоровья сэкономят, укутанные чудесным тонким "одеялом" TC Ceramic вахтовки, вагончики, ангары! Да и целые жилые дома им можно покрывать вместо краски. Это в разы уменьшит расход отопления - ведь стены зданий станут практически герметичными. А еще - это снизит нагрузку на фундамент, "подарит" до 5 % дополнительной жилой площади. Можно, кстати, ограничится защитой, так называемых, мостов холода - на стыках каменных плит и колонн. Это тоже сразу даст заметный утеплительный эффект.
Вот это да! Один слой покрытия Thermal-Coat толщиной 0,38 мм заменяет по теплоизоляции один кирпич, положенный в стене в длину (280 мм)!
Незаменимо инновационное покрытие и в случаях, когда утепление вследствие каких-то бедствий требуется провести быстро. Например, известно, что для восстановления разрушенного наводнением Ленска, потребовалось гора стройматериалов. Посчитано, что теплоизоляцией в зданиях вновь возводимых и ремонтируемых в Ленске надо было закрыть около 1000 квадратных метров. По классической технологии для этого потребовалось около 180 кубов минваты и разной сопутствующей всячины общим весом 12 тонн. А TC Ceramic достаточно было всего два куба весом 1,8 тонны. Это несколько бочек, которые можно было бы перекинуть за один раз транспортным вертолетом. Но, сожалению, тогда про этот материал никто еще в стране не знал...
АУ, ЖКХ!
О реформе в ЖКХ говорят у нас давно. Пока, в основном, она сводится к повышению энерготарифов для населения. А вот до современных технологий энергосбережения руки как-то не доходят. Между тем на одних теплотрассах потери тепла в России чудовищные. Речь не только о дырявых, изношенных трубах, но и о допотопной, некачественной их термоизоляции. Беда в том, что руководители предприятий ЖКХ, многие из которых стали частными, отнюдь не спешат перейти из расточительных 70-х годов прошлого века в начало 21-го столетия. Аргументу "денег нет" - не стоит слишком верить. На стекловату, которую нужно менять через два-три года деньги находятся. А на чуть более дорогую и значительно более эффективную и долговечную термоизоляцию - их нет. Типичная психология временщиков - сэкономлю сегодня, а завтра - пусть кто-нибудь другой расхлебывает! Между тем современных энергосберегающих покрытий сегодня на отечественном рынке полно.
Но эффективней TC Ceramic, в том числе, по критерию цена/качество - не найти. С этим покрытием открываются поистине революционные перспективы для подачи тепла в здания через коллекторные системы. Здесь простая школьная физика, которую, правда, почему-то не сразу понимают инженеры из ЖКХ. Судите сами: тепловые потери на трубопроводах, изолированных минватой толщиной в 80 (миллиметров?) в металлической окожушке равны потерям в трубопроводе, покрытом слоем Thermal-Coat всего в 2 мм. Это значит, что в том же коллекторе можно положить трубу, большего диаметра, по которой пропускать в 2,25 раза больше тепла! То есть на тех же теплотрассах подключить вдвое больше потребителей или снизить нагрузку на котельную.
К сказанному стоит добавить, что с различных объектов, утепленных минватой, ветрами ежегодно выдувает примерно центнер с площади покрытия 1000 кв. м. Частицы этого, отнюдь не безвредного материала носятся в воздухе и оседают в наших легких. Когда западные компании поняли, что руководители нашего ЖКЖ не заинтересованы в снижении его затратности - то бросились наперебой строить в России новые заводы по производству минваты. Менять ее надо часто - так, что оборот товара гарантирован. Только это вряд ли оборот в нашу пользу!
Кстати, на крышах зданий, покрытых TC Ceramic, зимой и весной не образуется сосулек. А летом такие кровли не "проводят" резкие суточные перепады температуры к каркасу строения и, тем самым, не расшатывают его.
ВАТНИК ОТ ЖАРЫ.
А вот другая, "оборотная" сторона революционного покрытия. Ведь теплоизоляция работает с обеих сторон температурной шкалы. Именно поэтому дом, покрытый TC Ceramic на юге, будет надежно защищать их хозяев от дневной жары, так же как и от ночного холода. Не зря ведь аксакалы Средней Азии в самое солнечное пекло одевают толстые, подбитые ватой халаты. Так они термоизолируют свое тело.
Нанесенный миллиметровый слой покрытия TC Ceramic на стены зданий начинает пропускать внутрь в четыре раза(!) меньше тепла. Этак, и от "кондея" можно отказаться!
Эту специфику "жидкого термоса", сразу же активно начали использовать в США. Скажем, в нескольких южных штатах, большая часть рефрижераторов, перевозящих охлажденные продукты, уже несколько лет назад были покрашены TC Ceramic. Результат: ощутимая экономия дизтоплива, сжигаемого для работы холодильных установок. Такое покрытие - альтернатива классической теплоизоляции рефрижераторов на основе пенополеуритана - между слоями которого, к тому же, свободно гнездятся мыши, и даже крысы. Плюс - десять кубометров дополнительной полезной площади. Кстати, одной из первых в мире изолировала свои рефрижераторы TC Ceramic известная пивоваренная компания "Будвайзер".
Заметный выигрыш в полезном объеме сулит и перевозка непищевых продуктов. Например, нефти, перевозя которую по железной дороге, вверху цистерн оставляют небольшой объем для "дыхания" - то есть для расширения жидкости от солнечного нагрева. А в цистерну, покрытую минимальной "шубкой" или, точнее, "халатиком" из Thermal-Coat, можно долить ценного груза на 10 процентов больше. Потому, что нефть внутри будет надежно защищена от нагревания.
Сегодня TC Ceramic начинает применять и для облицовки с внутренней стороны бортов речных и морских судов. Таким образом, с бортов уходит, конденсат, разрушающий металл и загрязняющий воду при необходимых частых сливах.
TC Ceramic работает в России на различных объектах в Волгоградской, Тверской, Тульской, Белгородской и Тюменской области; в Приморском крае, на Алтае.
География и сферы использования уникальной "космической краски" в России расширяются с каждым годом. И всеже - не так быстро, как хотелось. Конечно, подобные технологии - не панацея от грядущего энергокризиса. Но если даже корабль протекает - глупо ждать спасательного вертолета, не пытаясь законопатить пробоины. Тем более, что эффективный материал для этого - под рукой.