Что надо знать, выбирая газонокосилку
Что надо знать, выбирая газонокосилку
Английский газончик перед домом дедушкиной косой создать нельзя. Здесь нужен особый инструмент, и лучше современный - триммер или газонокосилка. И то, и другое может быть электрическим или бензомоторным, причем преимущества и недостатки обоих типов очевидны.
Электрические устройства - экологически чистые, более легкие и работают тише, но дальше длины шнура с ними не уедешь. Бензомоторные модели - это полная свобода действий, большая мощность, а заодно шум, выхлопные газы и необходимость возиться с топливом. Существует также класс газонокосилок, сочетающий в себе экологическую безопасность электрических аппаратов и мобильность бензиновых, - аккумуляторные. Как правило, с помощью одного аккумулятора можно обработать относительно небольшую площадь, зато нет необходимости следить за шнуром питания или дышать выхлопными газами.
Триммеры обычно выполняют вспомогательную работу, обрабатывают мелкие участки, сильно заросшие места или укромные уголки, в которые более громоздкая техника не пролезет. Основная же забота по созданию газона ложится на четырехколесные роторные газонокосилки - только имея хорошую опору, на все четыре колеса, можно точно отрегулировать высоту стрижки и добиться идеального качества.
ОСТОРОЖНО, НОЖ!
Режущей частью большинства газонокосилок является двухлопастный (реже четырехлопастный) нож, установленный на валу двигателя. Помимо своей основной функции он может выполнять и "побочную" - создавать воздушный поток, собирающий остатки травы в травосборник.
Кстати, иногда эту функцию выполняет дополнительно встроенная в газонокосилку крыльчатка.Подпись: Четырехлопастный нож (газонокосилка Gardena, вид снизу).
Нож газонокосилки - деталь весьма важная и, к сожалению, не вечная, - время от времени он затупляется. Вполне естественно, что его периодически затачивают. Но в этом деле надо быть осторожным и не переусердствовать: нож закрепляется непосредственно на валу двигателя. Производители настоятельно рекомендуют после заточки производить балансировку (уравновешивание) ножа. На словах это просто: необходимо добиться, чтобы его правое и левое плечо имели одинаковый вес. Проверить балансировку несложно при помощи отвертки, на которую надевается нож (задача - добиться его горизонтального положения). Если этого не сделать, повышенная вибрация вала двигателя приведет к его преждевременному износу.
Реже встречаются съемные ножи, крепящиеся к специальной шине (планке), которая, в свою очередь, устанавливается на оси. У такого варианта есть свои плюсы: во-первых, проще точить, во-вторых, не требуется столь тщательная балансировка. Да и замена такого ножа обойдется значительно дешевле.
ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ КОРПУСА?
Корпуса газонокосилок бывают либо пластиковыми, либо металлическими. Самым простым и дешевым материалом является полипропилен. Характеристики у него (жесткость, упругость, усталость) находятся на уровне "так себе", но дешевле этого материала нет ничего. Более дорогие модели оснащаются корпусами из ABS-пластика, который по своим характеристикам напоминает металл, но дешевле и намного легче. Бензиновые косилки, как правило, оснащаются металлическими корпусами. На тех, что проще и подешевле, используется нержавеющая сталь. Она выдерживает примерно 3-4 сезона эксплуатации (представьте, какая агрессивная среда образуется под кожухом машины в процессе работы!).
Наиболее дорогие профессиональные модели имеют алюминиевый корпус. На такие корпуса дается гарантия до 10 лет, настолько велика химическая "стойкость" этого металла. Кроме того, алюминиевый корпус намного легче.
ГАЗОНЫ ТОЖЕ ДЫШАТ!
Иногда газонокосилки комплектуются интересной деталью - аэратором. Это валик со стальными зацепами-пружинами, который устанавливается параллельно колесным осям (рядом с передней или с задней). Для чего? Дело в том, что только стрижкой и поливом уход за газоном не ограничивается.
С течением времени верхний слой почвы засоряется сухой травой и корешками и начинает стареть, покрываться мхом. Такая закупорка приводит к плачевному результату - солнечный свет и свежий воздух не проникают вглубь, из-за этого бурно развиваются гнилостные бактерии и плесень. Процедура аэрации как раз и предназначена для очистки почвы: вращаясь, аэратор прореживает спутавшиеся корешки и удаляет слой застаревшего дерна.
"ГАЗОННАЯ" ДИЕТА
Любую растительность необходимо иногда "подкармливать", внося в почву различные питательные вещества. Эту задачу могут выполнять газонокосилки, способные работать в режиме мульчирования. При этом трава мелко режется специальным ножом и разбрасывается по газону. Быстро перегнивая, она не вызывает засорения почвы и отдает ей все питательные вещества. Правда, есть одно "но" - нельзя мульчировать сырую траву, иначе результат будет прямо противоположным.
КАК КОСИТЬ СКЛОНЫ?
Для крутых склонов (свыше 25-30 градусов) колесные газонокосилки с четырехтактным двигателем не подходят вообще. Это связано с конструктивными особенностями двигателя, а именно с наличием картера - при наклоне положение уровня масла изменяется и в какой-то момент масло может залить цилиндры. В результате машина встанет, и надолго.
Конструкция же двухтактных двигателей позволяет манипулировать ими как угодно. Вывод - если нужно косить крутые склоны, следует приобретать газонокосилку с двухтактным двигателем (или же электрическим).
Работа на склонах менее 25 градусов тоже имеет свои неудобства. В самом деле, толкать в гору машину весом 50 килограммов - занятие не для слабых. В этом случае идеально подходят самоходные газонокосилки, снабженные приводом на передние либо задние колеса. Максимальная их скорость примерно равна скорости пешехода, поэтому не нужно гоняться за агрегатом по всему газону - достаточно включить передачу и просто направлять машину в нужную сторону. Работа в таком случае превращается в простую прогулку, правда, несколько шумную.
БУЕРАКИ И ГОРОДСКИЕ СВАЛКИ КОСИЛКОЙ НЕ ОБЛАГОРОДИШЬ
К сожалению, возможности газонокосилок ограничены - обихаживать они могут только ровный газон. Бугры или ямы высотой или глубиной свыше 50 мм для них, как правило, - непреодолимое препятствие: нож газонокосилки задевает землю и мало того, что сам тупится (иногда даже ломается), еще и вал двигателя можно повредить. Из тех же соображений следует быть осторожным при работе на засоренных участках (лучше перед кошением очистить газон от мусора).
Ремонт и замена вала - процедура не из дешевых, и может обойтись чуть ли не в половину стоимости газонокосилки. Так что начинающим косарям лучше отдать предпочтение моделям, в которых нож и вал двигателя соединяются не напрямую, а через прокладку из мягкого материала. В случае опасности она срежется и предохранит двигатель от повреждения.