Роскошный полиуретан: украшение интерьера лепниной
Роскошный полиуретан: украшение интерьера лепниной
О временах и нравах
Лепнина из полиуретана появилась на российском рынке более десяти лет назад и сразу же оказалась чрезвычайно востребованным продуктом. Именно благодаря ее применению традиционные элементы дворцового декора, такие как колонны, пилястры, рельефные карнизы и медальоны, оказались доступными самым широким слоям населения. Неосознанная тоска граждан демократического государства по великолепию времен абсолютизма (барокко, рококо, классицизм, ампир) и утонченной прелести декаданса (модерн) наконец-то была выражена в почти адекватных формах. Увы, тяга к возвышенному не всегда сочеталась с элементарной грамотностью. Во избежание всевозможных "блистательных нелепостей" некоторые компании-производители четко распределяют свою продукцию по сериям, соответствующим определенному стилю. Удачным новшеством можно считать и применение компьютерных имитационных программ. Благодаря всему этому не только профессионал-декоратор, но и любой желающий сможет без труда подобрать нужную модель.
Почему полиуретан?
На этот вопрос специалисты отвечают однозначно: на сегодняшний день он является оптимальной альтернативой традиционному гипсу - и по цене, и по качеству. Во-первых, для его производства (кстати, этот вид пластика изобретен в России) не требуется трудоемких технологий и дорогостоящего сырья, что значительно снижает стоимость готовой продукции. Во-вторых, он сравнительно неприхотлив, устойчив к колебаниям температуры и плавится лишь при 300°С, а потому может находиться в непосредственной близости к светильникам и нагревательным приборам (следует избегать лишь открытого огня). Также он не впитывает влагу и запахи, что делает его незаменимым в помещениях с повышенным уровнем влажности (ванная, кухня). В-третьих, полиуретан абсолютно экологичен, из него даже изготавливают медицинские имплантанты, что, пожалуй, является лучшим подтверждением его безопасности. Таким образом, полиуретановый декор уместен и в доме, где есть люди, страдающие аллергией.
К другим достоинствам материала следует отнести его прочность и легкость (что особенно важно, когда декоративные элементы нужно монтировать на стенах из гипсокартона или на подвесных потолках), а также относительную эластичность. Последнее качество незаменимо, если стены и потолки в доме не идеально ровные (а кто у нас этим может похвастаться?). Полиуретановый карниз вполне можно слегка изогнуть - небольшая кривизна не помешает монтажу, который сам по себе достаточно прост. Наконец, инертность материала позволяет выбрать любой тип краски (кроме тех случаев, когда изделие не загрунтовано, а ламинировано).
Достаточно часто пенополиуретан сравнивают не с гипсом, а с полистиролом, еще более дешевым материалом (к примеру, за двухметровый карниз из полистирола придется заплатить от 20 до 100 руб., а стоимость карниза из полиуретана будет в 10 раз выше). Но в данном случае все зависит от ваших планов. Полиуретановый карниз способен провисеть лет 30-40 и выдержать десятки окрашиваний, а такое же изделие из полистирола после 2-3 косметических ремонтов может казаться сглаженным и "затертым", так что его придется менять. Следовательно, любителям частых "смен декораций" лучше предпочесть полистирол, а тем, кто не слишком охотно расстается с привычными вещами, будет созвучнее пенополиуретан.
Фактура и цвет
Достаточно часто строители добавляют к этой идиллической картине ложку дегтя, заявляя, что со временем полиуретан желтеет. Утверждение в корне неверно: желтый оттенок пластик имеет уже изначально, а девственно-белый цвет придает ему либо специальный грунт, либо тонкая пленка-ламинат (всегда белого цвета).
Собственно, изделия из полиуретана бывают или грунтованными, или ламинированными. В первом варианте они более дороги, зато и более долговечны, и к ним подходят практически любые краски. Во втором следует ограничиться только водоэмульсионными средствами (нитрокраски и нитролаки придется исключить). Заметим, что покрытие будет необходимо в любом случае, даже если вы хотите сохранить первоначальный белоснежный цвет.
Существует, кстати, расхожее мнение, согласно которому лепнина и карнизы непременно должны быть белыми. Оно не совсем верно.
Барочный или ампирный декор (розетки, медальоны, рамы зеркал) часто покрывают золотым нитролаком или акрилом, а иногда и настоящим сусальным золотом. Все это чудесно, но, честно говоря, несколько помпезно. Надо помнить еще и о том, что золото, как правило, блестит лишь на выпуклых или вогнутых частях. На плоскости оно может выглядеть как обычная охра, даже при интенсивном освещении (тут важен угол зрения). Гораздо обширнее выбор у тех, кто предпочел декор в стиле модерн или кантри. Сейчас можно подобрать краску и лак любого оттенка и с их помощью прекрасно имитировать дерево, натуральный камень и даже ткань.
В подобных случаях важно подчеркнуть не только цвет, но и фактуру. Например, в карнизе "под дерево" делаются характерные отверстия, имитирующие следы древесного жучка. Интересный эффект возникает, если поверхность карниза или молдинга с неровной поверхностью после основной покраски пройти сухой кистью с краской другого оттенка. Колонны и ниши, отделанные "венецианской штукатуркой", при удачном освещении вполне можно принять за мраморные или гранитные. Забавно, но иногда их бутафорскую сущность выдает отнюдь не внешний вид, а звук. Достаточно постучать по полиуретановой колонне или нише, чтобы понять, из чего она на самом деле выполнена. Впрочем, существует масса приемов, позволяющих успешно обманывать как зрение, так и слух. Скажем, в полые колонны насыпают песок или гальку - и вот уже пустота "не простукивается".
Ряд специалистов полагает, что к гибким карнизам нужно подходить с особой меркой: вначале их следует покрывать слоем масляной краски.
Самый демократичный декор
Бельгийские компании ORAC и NMC начали использовать пенополиуретан для изготовления лепнины около полувека назад. Они же первыми представили свою продукцию на российском рынке. Ассортимент изделий этих компаний чрезвычайно широк - от исторически точных копий дворцового декора до минималистских карнизов и плинтусов. Стоимость можно назвать высокой лишь относительно. Молдинги от NMC длиной 2 м, в зависимости от размеров сечения, стоят от 200 до 1500 руб., а плинтусы - 350-450 руб. Розетки той же компании идут по цене от 200 до 2100 руб., а декоративные ниши - около 800 руб. Цену увеличивает и использование минерального грунта (он наносится в 2 слоя).
Вслед за бельгийскими широкую известность приобрели малазийские компании, особенно GAUDI DECOR, предлагающая оптимальное сочетание высокого качества и доступной цены (розетка - 1950 руб., карнизы - от 300 до 1400 руб., молдинги - от 200 до 1250 руб.). В коллекциях этой фирмы преобладает растительный орнамент. Это дань восточным традициям. Дизайнеры GAUDI DECOR считают, что легкая "расплывчатость" контура рисунка (компания применяет лишь пленочные покрытия) придает изделиям своеобразие и делает их более схожими с лепниной из гипса. Качественную и вполне конкурентоспособную продукцию предлагают и российские производители, такие как "ЕВРОПЛАСТ" и DECOMASTER. Так, молдинги от компании DECOMASTER длиной 2 м в зависимости от сечения стоят от 400 до 600 руб., плинтусы от 150 до 700 руб., розетки от 300 до 1500 руб.