МедиаТерра
строительство и ремонт
строительство и ремонт
Главная страница
Поиск по сайту:
Строительные материалы
Инструкции

Кованные " декорации"

Кованные " декорации"

Источник: "Приватное строительство"
17 июня 2006 года

Кузнечное дело издавна считалось одной из самых сложных и самых художественных профессий , и нередко его из категории ремесла переводили в категорию искусства . Ведь невозможно создать два одинаковых кованых изделия , как невозможно написать две одинаковые картины или рукописи . Пожалуй , сложно представить себе более древнее и более вечное искусство , чем ковка .

Законы популярности

Интерес к кованым изделиям то вспыхивал , то гас . В начале XX века , когда человечество увлеклось механическим покорением металла , кузнецы оказались без работы . Однако во все времена существовали ценители , которые понимали , что душой обладает лишь тот металл , которого коснулась рука кузнеца .

Сегодня кованые изделия снова становятся популярными , что объясняется многими причинами . Во - первых , только кованое изделие способно придать интерьеру или загородному участку яркий , индивидуальный облик . Во - вторых , металл является одним из наиболее долговечных и надежных материалов , который долгие годы сохраняет свой внешний вид и не требует специального ухода . В - третьих , кованые изделия способны органично вписаться в любой интерьер , подчеркнуть стиль - от классики и барокко до модерна и хай - тека .

Кроме того , у металла есть удивительная особенность органично дополнять любой материал , при этом не только не нивелируя , но и подчеркивая его свойства . Так , кованые изделия могут прекрасно сочетаться с камнем , деревом , плиткой , стеклом и даже текстилем , эффектно украшая любые жилые пространства .

Что же касается функциональных свойств , то кованые решетки будут служить верой и правдой долгие годы , надежно защищая от непрошеных гостей . Кованые лестницы никогда не будут скрипеть , а кованые предметы интерьера не выцветут и не выйдут из моды . Ковка была , есть и будет актуальной во все времена , как любое бессмертное искусство .

Диапазон решений

Изделия из " ожившего " металла широко используются в жизненном пространстве человека . И имея в доме хотя бы один кованый предмет , хозяин автоматически попадает не только под опеку Гефеста , но и в круг посвященных эстетов . Так , кованые изделия можно условно поделить на несколько групп , в зависимости от назначения и области применения .

Бытовые - это изделия , которые мы используем ежедневно , функционально предназначенные для облегчения нашей жизни . К ним можно отнести всевозможные кованые подставки , подсвечники , вешалки для одежды , вазы и вазоны для цветов , ножи , пепельницы , топорики и многое другое . Как правило , такие изделия создаются в единичном экземпляре и представляют собой авторскую работу .

Интерьерные . Эта группа кованых предметов призвана не столько облегчить наш быт , сколько украсить его , придать индивидуальность и неординарность нашему жилому пространству . Как правило , подобные изделия заказывают , исходя из стилевой направленности интерьера ( барокко , модерн , классика ), чтобы расставить в нем необходимые дизайнерские акценты . К таким предметам относятся всевозможные рамы для зеркал , торшеры и напольные светильники , люстры , многочисленные перегородки , перила для лестниц и ширмы , а также разнообразные каминные аксессуары .

Садовые изделия предназначены исключительно для загородных участков . Это всевозможные скамейки , столики , фонари , беседки , ограды , ворота , калитки , статуэтки , указатели и специальные приспособления для солнечных часов . Эти предметы способны украсить любой участок и требуют определенного мастерства и техники исполнения . " Наружная " ковка , как правило , отличается особой механической прочностью и атмосферостойкостью .

Власть над " живым " металлом

Качество , стоимость и эксклюзивность кованого изделия зависят от типа технологии , используемого материала и , наконец , мастерства кузнеца . Еще древние ремесленники использовали два основных вида ковки , каждый из которых был предназначен для отдельной группы изделий и ценился по - своему .

Несмотря на то , что набор орудий кузнеца во все времена оставался неизменным - горн , наковальня , молот или кувалда , всевозможные щипцы и место , где изделие остывает , каждый вид ковки имеет свои особенности .

Самая трудоемкая , изысканная и дорогая художественная ( или , по словам кузнецов , " живая ") ковка . При такой технологии материал нагревается до невероятно высоких температур , после чего мастер лепит из него деталь , словно из пластилина или из глины , а затем охлаждает изделие ( в воде , масле или на открытом воздухе , в зависимости от материала ).

Каждый предмет художественной ковки существует в единственном экземпляре - никогда металлический стебелек , который был " вылеплен " мастером из раскаленного металла , не будет повторен . Никакой компьютер или лазер при всем их совершенстве не создадут такого неповторимого штриха , нанесенного резцом на изделие , не сделают таким выверенным и исполненным шарма ковочный рисунок декоративной рамки или металлической скульптуры . Подобный вид ковки обеспечивает также максимальную прочность и долговечность готовых изделий , ведь именно таким образом металл закаляется .

Изделия горячей ковки всегда можно отличить по внешнему виду . У них причудливые формы , практически нигде не повторяется толщина или длина деталей , они чрезвычайно прочные и имеют минимальное количество спаек и соединений . Путем горячей ковки выполняют в основном бытовые и интерьерные предметы , значительно реже - изделия для садовых нужд , и уж только миллионеры могут позволить себе подобную роскошь в качестве ворот и заборов .

Горячая ковка требует к себе особого отношения - металл в разогретом состоянии чрезвычайно капризен , поэтому создавать произведения кузнечного искусства могут не подмастерья , а только опытные профессионалы .

"Холодное " искусство

Холодная ковка менее кропотлива , требует меньших временных и материальных затрат . Несмотря на то , что кузнецы называют такой вид работы с металлом " неживым ", предметы , выполненные по такой технологии , впечатляют не меньше . Своим названием этот вид ковки обязан тому , что при работе металл не нагревают до высоких температур . Как правило , существующие заготовки - прутья , металлические листы , декоративные элементы , вырезанные вручную или машинным способом , - гнут , придавая им необходимую форму , после чего все детали спаивают между собой . Чаще все го для создания " холодных " изделий используют не столько ручной труд , сколько труд прессовальных ма-шин , автоматических молотов и кувалд .

Предметы , выполненные путем холодной ковки , как правило , изготавливают по специальным шаблонам , поэтому они серийны , а не эксклюзивны . Хотя уровень их исполнения в большинстве случаев достаточно высок , и визуально их непросто отличить от " горячих " аналогов , однако по цене они в три - пять раз дешевле .

Как правило , с помощью холодной ковки изготавливают крупные конструкции ( решетки , балконы , беседки , скамейки и др .), состоящие из геометрически правильных повторяющихся элементов .

Одна из разновидностей холодной ковки - штамповка или чеканка . Принцип в обоих случаях одинаковый : заготовка помещается в определенную форму , из которой выходит уже готовое изделие . Штамповку использовали испокон веков , однако сегодня этот процесс значительно усовершенствовался благодаря дополнительным техническим возмож-ностям . При помощи штамповки можно достаточно быстро получить разнообразные мелкие детали , которые впоследствии спаиваются с крупными элементами изделия - например , лепестки цветка или крылья петуха - флюгера . Сварка различных элементов может быть разной - и газовой , и полуавтоматической , и электродуговой . Особой популярностью благодаря удобству и надежности пользуется аргонная сварка .

То , что в основе

В создании кованого изделия мастерство кузнеца , несомненно , играет главную роль , однако важен и материал . Сегодня , как и много веков назад , для ковки используют в основном медь , латунь , бронзу , а также всевозможные сплавы , в основе которых , как правило , лежит сталь . Сталь - это не что иное как сплав железа и углерода . Причем от количества углерода зависит прочность стали . Чтобы не вдаваться в сложные технические расчеты , остановимся на самой распространенной классификации стали : низкоуглеродистая , среднеуглородистая и высокоуглеродистая .

Низкоуглеродистая сталь ( СТ 1) - с содержанием углерода ОД до 0,25 % - отличается высокой пластичностью и легкостью в работе . Она устойчива к многократным термическим обработкам , однако не выдерживает тяжелых механических нагрузок .

Среднеуглородистая сталь ( СТ 2) - с содержанием углерода от 0,25 до 0,6 % - менее гибкая , но более прочная . Ее используют для изготовления решеток , скамеек , беседок и т . д .

Высокоуглеродистая сталь ( СТЗ ) - с содержанием углерода до 2 % - характеризуется высокой твердостью и степенью закаливаемости . Ее используют в холодной ковке при производстве массивных конструкций .

Кроме того , практически в любую сталь добавляют определенное количество примесей - никеля , мышьяка , меди , фосфора или серы , в зависимости от функциональной необходимости . Также сталь подвергают различным видам обработки - закалке , отжигу , нормализации и отпуску .

Сохранность превыше всего

Чтобы изделие долгие годы не теряло своего внешнего вида и радовало хозяев оригинальностью и эстетической свежестью , его нужно подвергать специальной обработке .

Если искусство ковки с годами не изменилось принципиально и по - прежнему произведением кузнечного мастерства является " живой " кованый элемент , T окружающая среда изменилась . А вместе с ней и устойчивость металла к внешним воздействиям . Поэтому " дедовские " рецепты защиты со временем устарели , сегодня актуальны те средства и технологии , которые способны эффективно бороться с одним из главных врагов металлических поверхностей - гряз-ным воздухом , в избытке содержащем вредные химические элементы ( например , сернистый ангидрид ). В первую очередь необходимо защищать поверхности , которые подвергаются постоянному влиянию окружающей среды , то есть находятся на улице . Сегодня наиболее популярной защитой служат всевозможные автомобильные антикоррозийные краски и грунтовки . Мороки с ними немного , при нанесении особых сложностей не возникает , да и по цене они доступны . Кроме того , они не меняют существенно внешний вид изделия . Для этих же целей иногда ис-пользуют разнообразные лаки , эмали , краски и грунтовки для металла .

Существует и радикальный , надежный , но очень дорогой способ уберечь изделие - оцинковка и гальванопластика . В этом случае само изделие может оказаться дешевле его обработки .

По работе и цена

Прежде чем заказывать кованый элемент , необходимо вооружиться знаниями - выяснить , сколько это может стоить и каким образом оформляется сделка .

Не следует забывать и об удивительной особенности металла : каким бы красивым , воздушным и невесомым ни казалось кованое изделие , на самом деле оно может весить несколько десятков килограмм . Поэтому , заказывая , к примеру , люстру , нужно сначала прикинуть , выдержит ли потолок ее вес . То же самое касается и других подвесных изделий .

Если говорить об этапах работы над изделием , то их несколько , и стоимость всех этапов , к которой добавляют стоимость материала , в итоге составляет общую цену изделия .

Первым делом необходимо определиться с типом , назначением , формой и размерами изделия - в кузнечной мастерской или специализированном салоне вам , как правило , предложат каталоги со всевозможными вариантами как функциональных , так и декоративных кованых предметов . Можно разработать эскиз детали или конструкции самостоятельно или привлечь процессу грамотного дизайнера , но при этом стоимость шаблонного аналога будет значи-тельно дешевле изделия , выполненного по индивидуальному заказу . Этот же этап предполагает выбор металла , детальную разработку чертежей и создание картонного макета .

После того как макет утвержден заказчиком ( индивидуальный проект потребует больше не только материальных , но и временных ресурсов ), кузнецы изготавливают основные детали будущего изделия . В зависимости от размера и сложности над изделием работает один кузнец или группа профессионалов , каждый из которых отвечает за свой участок работы . Когда все детали созданы , осуществляется предварительная сборка - если какая - то часть не подходит , ее тут же переделывают . Как правило , такие форс - мажоры учтены в итоговой смете заказа . В стоимость также входят нарезка , штамповка , обработка материала , оригинальное мастерство кузнеца и др . Затем определяются со способом сварки ( лучше , если она будет аргонная ) и , наконец , на последнем этапе зачищают швы и наносят антикоррозийное финишное покрытие . Кто - то может отказаться от подобной услуги и обработать изделие самостоятельно . Правда , нанесение патины и потали ( для придания металлу стильного , слегка " усталого " вида ) требует все - таки определенной квалификации .

Монтаж массивного готового изделия ( к примеру , лестницы , ворот или беседки ), так же как и доставка , могут входить в общую стоимость заказа . Итоговая цена " металлического совершенства ", включая все накладные расходы , способна испугать нерасчетливого заказчика . Но , как известно , красота не может стоить дешево . И уж тем более за-печатленная на века . Не овладев вначале элементарными , а затем и сложными приемами кузнечного дела , мастеру никогда не стать настоящим художником . Даже при соответствующих задатках . Казалось бы , чего проще : накалил железку и молоти по ней молотком или кувалдой . Но не тут - то было . Ковка вообще , а художественная тем более , не терпит дилетантства ни по отношению к материалу , ни по отношению к ковочному инструменту . Слишком велик престиж произведений , созданных в технике ковки художниками по металлу разных стран и времен . И это , несомненно , вдохновляет современных мастеров на создание новых шедевров .