Инструкция по укладке тротуарной плитки
Инструкция по укладке тротуарной плитки
Земляные работы
Для создания основания дороги с хорошей несущей способностью необходимо, прежде всего, выкопать около 50 см земли. Выемку нужно производить, выходя за края будущей дорожки, чтобы создать зазоры по ее сторонам. Получившееся земляное основание надо подготовить так, чтобы оно не боялось мороза и обладало достаточной несущей способностью. Морозозащитный слой на глинистых и водонепроницаемых почвах обязательно необходим. Как материал лучше всего для этого подходит смесь гравийного и щебеночного песка фракций 0/32 (т.е., диаметром зерен от 0 до 32 мм). Толщина слоя должны быть не менее 10 см.
Несущий слой воспринимает нагрузки и распределяет их по сторонам и вниз. Он может состоять из смеси гравия, чистого гравия или смесей гравийного песка. Смеси гравия (называемые также минеральный бетон) являются смесями из гравия и речного или дробленого песка. Лучше всего подходят фракции от 0/32 до 0/50. Для того, чтобы отдельные частицы не распадались - это снижает их сцепление друг с другом - они укладываются в ложе землистовлажными. Щебень без доли песка используют только тогда, когда несущий слой должен быть сильно водопроницаем. Смеси гравийного песка должны обладать хорошим фракционным составом. Они выгоднее по стоимости, но обладают меньшей несущей способностью из-за меньшей степени сцепления друг с другом.
Толщина несущего слоя составляет для садовых дорожек приблизительно 15 см, для площадей с движением автомашин - около 20 см. Важным является тщательное уплотнение несущего слоя, чтобы предотвратить последующую "усадку" покрытия. Для этого хорошо подходит небольшой вибратор, который можно взять напрокат за небольшую цену в специальной торговле. Хотя ручная трамбовка и помогает "накачать" мускулы, но она годится для маленьких площадей, где неудобно работать с вибратором.
После этого, как ложе для покрытия, укладывается слой песка или мелкой каменной крошки. Часто попадающиеся муравьи, населяющие в виде "квартирантов" швы и пустоты, перетаскивают мелкий песок на поверхность, создавая этим неприятности. Этого можно избежать, применяя мелкую каменную крошку. Толщина подстилающего слоя покрытия составляет от 3 до 5 см.
Подстилающий слой выравнивается нивелирной рейкой. Стальные полосы или тонкие трубы, вдавленные в песок или каменную крошку, служат опорой для нивелирной рейки. Поверхность подстилающего слоя покрытия делается такой же ровной, как и само дорожное покрытие. При этом следует учитывать небольшое увеличение по высоте, чтобы покрытие вышло на необходимую высоту после трамбовки.
Мощение тротуарной плиткой
На разглаженный подстилающий слой можно быстро уложить тротуарную плитку. При этом предпочтительно работать <через голову>, то есть, осуществляя кладку с уже уложенной площади, чтобы никто не наступал на выровненный подстилающий слой. После укладки определенного участка при помощи натянутого шнура проводится проверка пролегания швов. Ширина швов должна составлять от 3 до 5 мм, чтобы обеспечить пространство для последующего заполнения швов.
После укладки и выравнивания тротуарной плитки производится заполнение швов специальным материалом. Для этого подходят: песок 0/2, каменная крошка 1/3 или 2/5 или смесь из песка и крошки 0/5 мм. Материал для заполнения швов полностью, при необходимости неоднократно заметается в швы или зашламовывается путем добавления воды.
Перед окончательным уплотнением покрытия из тротуарной плитки необходимо удалить с поверхности лишний материал для заполнения швов. Далее следует следить за тем, чтобы при зашламовывании не размокал подстилающий слой. До вибрационного трамбования необходимо предусмотреть время усадки.
После этого, поверхность дорожного покрытия трамбуется до полной усадки, начиная с краев к центру покрытия. Для этого подходит роликовый или площадной вибраторы с резиновыми накладками. При трамбовке песок подстилающего слоя должен быть землистовлажным, так как иначе существует опасность раскалывания тротуарной плитки.